Для ручного нанесения дорожной и тротуарной разметки используют специальное оборудование – башмаки, или каретки. Эти устройства имеют простую конструкцию: в них отсутствуют двигатели и электронные элементы, что обеспечивает низкую стоимость и надежность. Единственный недостаток кареток по сравнению с механизированными аналогами – малая производительность. Именно поэтому башмаки используют для выполнения небольших задач по разметке дорожного покрытия, например, при нанесении пешеходных переходов.
Еще одно преимущество кареток для термопластика – они могут наносить разметку в труднодоступных местах, где другие разметочные машины не проедут – вблизи ограждений, рядом со стенами, столбами и дорожными знаками.
Конструкция башмака представляет собой металлический резервуар, дно которого открывается для подачи термопластика. Управление осуществляется вручную с помощью рукояток, на которых выведен привод для открытия дна. В каретку заливается разогретый и готовый к применению термопластик из маточного котла. После этого башмак подводится к месту нанесения маркировки, открывается нижняя крышка, и устройство протаскивается по траектории линии. Одновременно с этим термопластик ложится равномерным слоем на дорожное покрытие, оставляя ровную полосу одинаковой ширины. После завершения разметки нажатием на ручку управления оператор поднимает крышку, и подача термопластика прекращается.
Чтобы термопластик в башмаке постоянно находился в разогретом состоянии, его можно оснастить специальным нагревателем. Нагреватель состоит из двух горелок на газу, которые расположены по бокам резервуара для разметочного материала. Горелки заправляются пропаном. Они также обеспечивают более экономный расход термопластика, т.к. подогретый материал стекает по стенкам, а не застывает на них. Башмак с горелкой не может заменить маточный котел, т.к. не предназначен для приготовления термопластика.
Нанесенный термопластик обеспечивает высокое качество разметки, ее хорошую видимость и долговечность. После нанесения маркировки можно дополнительно покрыть термопластик стеклошариками для улучшения видимости разметки в темное время суток. Для этих целей также применяются ручные каретки. Выгрузка шариков должна происходить сразу же после нанесения термопластика, пока материал находится в расплавленном состоянии.